Датчик холостого хода
Датчик (регулятор) холостого хода является исполнительной деталью ДВС и устанавливается в современных марках автомобилей. Внутри систем впрыскового типа (ВАЗ) используются именно регуляторы холостого хода, а в автомобилях ГАЗ установлены регуляторы добавочного воздуха. Карбюраторные системы оснащаются электромагнитными и электропневмоклапанами. Сегодня производителями транспортных средств используются датчики (РХХ) с различным количеством контактов в разъёме шагового (4 контакта), соленоидного (2 контакта) и роторного (3 контакта) типа.
Назначение и принцип работы
С конструктивной точки зрения датчик является устройством, представленным несколькими основными функциональными элементами:
- клапаном;
- корпусом;
- обмоткой статора;
- ходовым винтом;
- штекерным выводом статорной обмотки;
- шариковым подшипником;
- корпусом статорной обмотки;
- ротором;
- пружиной.
Основным назначением датчика является обеспечение подачи определённого количества воздуха, который необходим для стабильности функционирования двигателя. Воздух подаётся на холостых оборотах, вне дроссельной заслонки. Иными словами, работа силового агрегата в условия холостого хода осуществляется при закрытой дроссельной заслонке, а за поступление воздуха отвечает специальный дополнительный канал. Обороты холостого хода регулируются посредством изменения сечения канала, перекрытого иглой РХХ.
При работе автомобильного мотора на холостых оборотах, внутрь поступает некоторый объём воздуха, обеспечивающего ровное функционирование. Датчиком положения коленчатого вала учитывается оборотистость агрегата, а сами данные передаются на блок управления. Именно с блока на датчик поступает команда на уменьшение или напротив, увеличение воздухоподачи.
При прогретом до рабочего температурного режима двигателе, контроллером автоматически поддерживаются обороты холостого хода. При отсутствии необходимой температуры именно контроллер посредством датчика увеличивает обороты и обеспечивает достаточный прогрев силового агрегата. Благодаря такой конструктивной особенности можно начинать движение транспортного средства даже без предварительного прогрева.
Чтобы выбрать оптимальный вариант исправления сбоев в работе датчика холостого хода, нужно знать основные признаки, характеризующие неисправность такого устройства:
- силовой агрегат не удерживает холостой ход;
- обороты подскакивают, потом зависают, и снова нормализуются;
- мотор в условиях холостого хода заметно троит;
- отсутствует компенсация возрастающей нагрузки;
- затруднён пуск силового агрегата без нажатия педали газа;
- отсутствуют достаточные обороты прогрева.
Самая распространённая проблема, сопровождающая поломку датчика (РХХ) – транспортное средство глохнет на холостых оборотах, при смене передач или сбросе газа.
Возможные причины неисправности
Существует несколько причин, способных спровоцировать нарушения в функционировании РХХ, но к числу наиболее часто встречающихся можно отнести:
- проблемы с электрической проводкой, представленные обрывом питания и окислением контактной группы;
- неправильный штоковый ход в результате загрязнений;
- выход из строя электродвигателя;
- износ уплотнительного кольца;
- поломку штока.
Шторка рабочего датчика ХХ двигается без закусывания и проскальзывания, но в процессе постоянной эксплуатации внутри каналов дроссельного узла накапливается значительное количество грязевых отложений, что нарушает функционирование РХХ.
Проверочные мероприятия
Самостоятельная диагностика условно делится на пару основных частей, предназначенных для выявления механических и электрических неисправностей. Для определения проблемы нужно воспользоваться визуальным осмотром и проверочными мероприятиями.
Осмотр датчика
Несложное мероприятие помогает выявить дефекты на корпусе и степень изношенности иглы, а также позволит заметить наличие чрезмерного количества нагара. Для удаления всех загрязнений с корпуса и дроссельного узла можно использовать стандартное средство, предназначенное для чистки карбюраторов.
Диагностические программы
Специальные программы и диагностический адаптер используются для выявления относительно сложных неисправностей. Достаточно хорошо зарекомендовал себя тандем адаптера ELM327 и программы OpenDiagMobile. В выбранном положении РХХ отмечаются все сбои в его работе.
Испытание проводки
С этой целью используется бытовой или профессиональный мультиметр. В условиях заглушенного двигателя снимается регуляторный разъём, после чего на приборе выставляется стандартный предел измерений «0-20» (постоянное напряжение). Показатели должны составлять 12 В.
Проверка показаний сопротивления
Убедиться в правильных показателях сопротивления (выводы «А-В» и «C-D») можно при помощи мультиметра. При отсоединённых клеммах замеры проводятся в пределах 0-200 Ом. В норме этот показатель может колебаться от 50 до 55 Ом, а между выводами – бесконечность.
Дроссельный узел
Один из вариантов диагностики датчика предполагает демонтаж дроссельного узла. В условиях подключённого разъёма клапана, процедура включения и отключения зажигания позволяет проверить работу РХХ (затирание иглы, равномерность хода, наличие подозрительных звуков).
Замена датчика
При выявлении сложной неисправности, датчик холостого хода не подлежит ремонту и требует полной замены с последующей правильной калибровки установленного нового регулятора. В этом случае предпочтение следует отдавать оригинальным изделиям, что позволит надолго забыть о необходимости выполнять внеплановую замену РХХ. Срок эксплуатации аналоговых датчиков, как правило, на порядок ниже.
Поэтапная технология выполнения замены датчика ХХ:
- скинуть минусовую аккумуляторную клемму;
- открутить и снять воздушный фильтр;
- отсоединить от корпуса датчика штекер;
- открутить пару болтовых креплений;
- демонтировать регулятор ХХ;
- установить новое устройство;
- произвести обратную сборку демонтированных элементов.
На заключительном этапе необходимо откалибровать новый регулятор, проверив расстояние от установочной пластины до концевой части штока. Нормальные показатели – в пределах 23 мм.
Правила самостоятельной калибровки РХХ посредством алгоритма ЭБУ:
- включить зажигания на 8-10 секунд без запуска двигателя;
- запустить силовой агрегат – иногда отмечаются прыжки или повышение оборотов;
- заглушить двигатель для установки штока в ином крайнем положении;
- повторить 2-3 раза перечисленные выше действия;
- запустить двигатель примерно на пять минут.
Важно помнить, что обнуление калибровочных данных демонтированного РХХ происходит сразу же после установки нового регулятора и накидывания минусовой клеммы на аккумуляторную батарею. Правильная калибровка позволит оборотам «встать» в положение, необходимое для стабильной работы системы.
Вопросы и ответы
Самостоятельно определить расположение стабилизатора работы двигателя на холостом ходу не слишком сложно. С этой целью вполне можно ориентироваться на место установки датчика положения дроссельной заслонки.
Где находится датчик холостого хода ВАЗ 2114?
,
Крайне неудобное расположение РХХ способно несколько осложнить диагностику и замену датчика, установленного на корпусе дроссельного устройства.
Где находится датчик холостого хода ВАЗ 2110?
В 8-ми и 16-ти клапанных автомобилях этой серии датчик холостого хода зафиксирован рядом с механизмом управления заслонками и подсоединён к ним посредством болтов.
Где находится датчик холостого хода ВАЗ 2107?
Регулятор холостого хода располагается в корпусе дроссельного узла, прикреплённого на тыльной части впускного коллектора силового агрегата.
У какого производителя самые надёжные датчики?
Вне зависимости от модельных характеристик автомобиля рекомендуется приобретать продукцию, выпускаемую хорошо зарекомендовавшими себя производителями: Bosch, Nissan, STANDARD, PEKAR, Febest и «Стартвольт».