Какую машину купить на среднюю российскую зарплату
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Меня поражают люди, которые в регионах, работая на заводе в две смены, получают 30 000 рублей и покупают в кредит «Крету». Или берут подержанный «Мерседес». Едят «Ролтон», в буквальном смысле копят на бензин, не ездят никуда отдыхать. Годами не покупают новую одежду, но покупают машину, которая стоит, как три годовых зарплаты. Зачем так
Цена отсечения
В Европе и Америке есть мнение, что автомобиль не должен стоить дороже трёх месячных зарплат. Или трёх месячных доходов всей семьи. То есть, если в Америке человек зарабатывает 80 000 долларов в год, он покупает себе машину за 20 000. Столько у них стоит гибридная Toyota Corolla, например.
Если работают и муж, и жена, и их суммарный доход в год около 100 000 долларов, они уже покупают Camry.
Впрочем, многие считают свой доход не за 3, а за 6 месяцев. И тогда становится понятно, почему многие имеют по 2−3 автомобиля в семье, почему маленькие дешевые машины там не особо популярны, и почему в США любят пикапы.
В России ситуация другая. У нас на генном уровне заложено то, что на машину надо копить годами. Если бы в России руководствовались правилом, что стоимость машины не должна превышать трехмесячный доход, то даже москвичи бы ездили на «Жигулях», а «Веста» была бы пределом мечты топовых программистов или хороших менеджеров.
И даже если брать стоимость машины, рассчитанную исходя из зарплаты за полгода, то выходит, что среднестатистический россиянин с зарплатой 39 000 рублей (как по мне, так эти данные завышены) не должен покупать машину дороже 234 000 рублей. То есть на новый автомобиль не стоит даже рот разевать, а стоит присматриваться к 20-летним японцам и 15-летним корейцам. За эти деньги, например, можно купить Hyandai Accent 2006 года. Или Kia Spectra 2005. Или Honda Civic 1999 года выпуска.
А если я получаю 40 тысяч, а жена 25, то лучше не покупать ничего дороже «Весты» или Xray в средних комплектациях
Новая или подержанная?
Если говорить не о новых машинах, а о подержанных, то важно учитывать не только стоимость самой машины, но и стоимость её обслуживания. Если в год на машину будет уходить больше 20% дохода, лучше отказаться от покупки этой машины и выбрать ту, которую содержать дешевле. Например, за 700 000 рублей можно купить и 10-летний ML, и двухлетний «Солярис». Вот только стоимость содержания «Мерседеса» в 10-летнем возрасте будет примерно в 2,5−3 раза выше, чем содержание «Соляриса».
Если не руководствоваться этими правилами, а брать кредиты на 5 лет, работать на одну машину, то любая поломка или авария будет очень сильно быть по бюджету.
Конечно, для некоторых машина — это второй дом, для некоторых — увеличитель собственного достоинства (в прямом и переносном смысле). Но для большинства — это все-таки просто средство передвижения. Не надо превращать машину в способ похвастаться перед друзьями и коллегами.
Еще по теме: